15 января 2009 года
НЕХАМА ТЕК:
Холокост затронул не только мужскую, но и женскую половину населения. Анализируя поведение мужчин и женщин или людей старшего возраста и молодого поколения, мы лучше понимаем суть происходящего.
АЛИСА ФИШМАН:
Как человек, которому удалось выжить, и как социолог Нехама Тек считает, что Холокост необходимо изучать с различных точек зрения. В своей книге «Стойкость и мужество: женщины, мужчины и Холокост» госпожа Тек рассматривает пограничные ситуации, возникающие на стыке антисемитизма и половой дискриминации, и в частности, факты преследования женщин со стороны нацистов.
Добро пожаловать на бесплатную серию подкастов «Об aнтисемитизме» от Американского Mемориального музея Холокоста, создание которой стало возможным благодаря щедрой поддержке со стороны Фонда Оливера и Элизабет Стентон. Я – Алиса Фишман, ваша ведущая. Каждые две недели мы приглашаем гостя и предлагаем ему поразмышлять о том, как антисемитизм и ненависть оказывают влияние на современный мир. Сегодня с нами социолог и писатель Нехама Тек.
НЕХАМА ТЕК:
Мне показалось очень важным обратить внимание именно на женщин, поскольку я поняла, что Холокост для женщин был несколько иным, и реагировали они на него иначе, чем мужчины. Поэтому я решила изучить ситуации, когда женщины жили в лесу, в гетто, в концентрационных лагерях; и на все, что касается проблем Холокоста, я попыталась взглянуть с точки зрения женщин, находившихся в каждой из этих ситуаций.
Для народа Германии, как и для большинства стран Европы того времени, характерен патриархальный уклад жизни. Не секрет, что не были исключением и еврейские семьи, где также доминировал мужчина. Отсюда и модели взаимоотношений. К женщине предъявлялись гораздо более жесткие требования в части покладистости – они в большей степени должны были проявлять покорность отцу, а впоследствии мужу. Это не означает, что любая женщина ведет себя в соответствии с такими требованиями в любых обстоятельствах. Но у женщин сложилась традиция приспосабливаться, и именно эта традиция приспосабливаться дает им дополнительную гибкость.
Рассмотрим в качестве примера ситуацию в гетто. Большая часть того, о чем я говорю, основана на непосредственных беседах с первыми лицами. Что происходило с мужчинами, оказавшимися в гетто? Если они и выживали, то они теряли свою работу, лишались своего общественного статуса, они становились никем. Потому что в условиях патриархального уклада вся индивидуальность мужчины базировалась на его достижениях. Мог ли он в этих условиях быть защитником семьи? Мог ли он в этих условиях быть опорой семьи? Все это было растоптано. Они намеренно были крайне унижены. Но сфера ответственности женщины – накормить семью – осталась неприкосновенной. Именно по этой причине женщина, несмотря на то, что она многое потеряла, не утратила своей индивидуальности.
Что же мы хотим выяснить, изучая Холокост? Мы хотим извлечь уроки, понять суть произошедшего. И чем большее количество ситуаций вы рассматриваете при изучении различных групп, тем более достоверного результата вы добиваетесь. Таково мое мнение. Потому что нельзя получить правильный ответ на основе анализа одной единственной судьбы.